Коробки передач





На тракторах устанавливают механические коробки передач, в которых крутящий ...

На тракторах устана ... / Сцепление /




Коробки передач

Коробки передачНа тракторах устанавливают механические коробки передач, в которых крутящий момент передается шестернями, соединяемыми между собой в различных комбинациях.

Коробка передач с механическим переключением передач представлена 67, а, б, в.

Устройство. Коробка передач представляет собой механизм, собранный в металлическом корпусе 12 67, , в котором установлены два (а может быть три или даже четыре) вала — ведущий , соединенный с валом главного сцепления трактора через промежуточное соединение, и ведомый 8, соединенный с главной передачей трансмиссии.

На ведущем валу закреплены неподвижно шестерни 2, 3, 4 и 5. На ведомом валу 8 посажены на шлицах шестерни 9, 10 и . Это дает им возможность перемешаться вдоль вала 8 и одновременно вместе с ним вращаться.

В некоторых коробках передач, наоборот, неподвижные шестерни сидят на ведомом валу, а подвижные -на ведущем, что не меняет принципа действия коробки передач.

Действие. Во время работыдвигателя с включенным главным сцеплением ведущий вал и сидящие на нем шестерни вращаются, а ведомый вал 8 с шестернями, находящимися на его шлицах, неподвижны. При таком расположении шестерен вращение через коробку передач не передается, и это расположение принято на-зывать нейтральным положением коробки передач.

Если же при работающем двигателе в зацеплении оказываются, например, шестерни 11 и 2 67, , то вращение от вала передается на вал 8. Но поскольку ведущая шестерня 2 имеет меньший диаметр, чем ведомая 11, частота вращения ведомого вала 8 будет меньше, чем частота вращения ведущего вала , а крутящий момент на ведомом валу будет больше. Такую передачу называют (для данной схемы) первой передачей. Трактор при этом двигается медленно, но одновременно с этим обладает большой силой тяги.

Соединяя поочередно шестерни 3, 10, 4 и 9, можно получить еще два варианта передаточных чисел, или, иначе, вторую и третью передачи, при которых скорость движения трактора увеличивается, а тяговое усилие уменьшается.

Если соединить шестерню 9 с шестерней 6 67, в), ведомый вал 8 будет вращаться в обратную сторону, т. е. будет включен задний ход.

Таким образом, в рассматриваемой коробке передач можно получить три различные передачи вперед и одну передачу назад, обеспечивающие три различных тяговых усилия вперед и одно назад. Такая коробка называется механической трехскоростной.

Известно, что сельскохозяйственные машины и орудия, буксируемые трактором, имеют самые разнообразные тяговые сопротивления. Причем бывают случаи, когда одна и та же машина или орудие в различных условиях эксплуатации обнаруживает различные тяговые сопротивления. Это обстоятельство говорит о том, что нагрузка на двигатель весьма разнообразна, поэтому ему приходится работать на разных режимах, порой весьма неэконом ичн ы х.

Для того чтобы тракторработал более экономично со всевозможными машинами или орудиями, в коробках передач установлены не три, а значительно больше

передач — четырнадцать, восемнадцать, двадцать две

и др.

Переключение передач в такой коробке осуществляется специальным механизмом, который состоит из рычага 5 68, , ползунов 2 (или валиков) и вилок 8, входящих в кольцевые выточки кареток подвижных шестерен 9 и 10, сидящих на ведущем валу.

Для того чтобы в начале движения трактора соединить быстро вращающуюся шестерню на ведущем валу с неподвижной шестерней на ведомом валу, вращающуюся шестерню следует остановить. Для этого необходимо выключить главное сцепление трактора, а уже после соединения шестерен плавно его включить.

Для того чтобы нельзя было переключить передачи без предварительного выключения главного сцепления и остановки ведомого вала, на коробке передач установлен блокировочный механизм, который уменьшает износ зубьев шестерен и обеспечивает более надежную фиксацию подвижных шестерен коробки во время работы. Для включения нужной передачи следует нажать на педаль сцепления (положение ). Валик 6 при этом повернется на угол, при котором его выточка расположится над фиксаторами. Затем нужно поставить рычаг 5 68, так, чтобы его нижний конец 4 встал против нужного ползуна, и повернуть рычаг вперед или назад (в зависимости от того, какую нужно включить передачу ). При этом соединяются шестерни А и А' или Б и Б' 68, .

Обычно в коробках передач имеется не один ползун, а несколько, причем их располагают рядом так, чтобы можно было переключать все передачи одним рычагом. Для того чтобы нижний конец рычага не захватывал одновременно два ползуна, между ними помещают разделительные планки 3 68, .

Коробка передач с гидравлическим переключением передач. Устройство. В чугунном корпусе 12 69, устанавливают валы — ведущий б, ведомый 15, заднего хода (не показан) и др.

На ведущем валу жестко укреплены четыре ведущие шестерни 5 и 10, а на ведомом свободно посажены на шариковых подшипниках четыре ведомые шестерни и 16 ( показано только по две шестерни). Ведомые и ведущие шестерни попарно соединены между собой и находятся в постоянном зацеплении. Каждая из ведомых шестерен соединена с гидроподжимной муфтой, жестко укрепленной на ведомом валу 15.

Гидроподжимные муфты предназначены для соединения свободно вращающихся ведомых шестерен с ведомым валом. Муфты собраны попарно в барабане 13, жестко установленном своей шлицевой ступицей на ведомом валу 15 коробки передач.

Каждая из муфт устроена следующим образом. Внутри барабана 13 помещены: поршень 7, прижимаемый пружинами к перегородке барабана, а также ведущие 8 и ведомые 9 диски (дисков бывает четыре или пять).

Ведущие диски 8 своими внутренними зубьями соединяются со шлицами на ступицах шестерен II и 16, г ведомые 9 входят своими выступами в пазы барабана. Для подачи внутрь гидромуфты рабочей жидкости в ведомом валу 15 и ступице барабана сделаны каналы.

Действие. Во время работыдвигателя с включенным главным сцеплением ведущий вал 6 69, и все ведущие и ведомые шестерни вращаются, а ведомый вал 15 и гидроподжимные муфты неподвижны. Такое положение называется нейтральным.

Если же подать в любую из гидромуфт рабочую жидкость под давлением 0,7...0,9 МПа, создаваемым насосом 18, поршень передвинется от перегородки барабана и сожмет ведущие и ведомые диски между собой. Муфта замкнется, и ведомый вал начнет вращаться.

Поскольку у ведущих и ведомых шестерен диаметры по величине разные, в рассматриваемой конструкции можно получить четыре различных передаточных числа — четыре различные передачи.

Переключение передач у такой коробки может производиться на ходу трактора без разрыва потока мощности. При постановке рычага 2, например, в положение масло, поданное насосом из картера коробки передач, направляется в распределитель У, откуда по каналу, просверленному в ведомом валу 15, поступает в правую муфту. Здесь оно давит на поршень 7, который при этом передвигается вправо и сжимает между собой ведущие и ведомые диски. В результате этого шестерня 10, сидящая на ведущем валу б, через шестерню 11 начинает вращать ведомый вал 15. В это время поршень левой муфты под действием пружины 14 располагается так, что диски левой муфты свободны и шестерня 16 вращается, не передавая вращения на ведомый вал.

Если перевести рычаг 2 в положение . то раздаточный паз распределителя встанет против отверстий верх-"его канала и направит масло в цилиндр левой муфты. По тех пор пока масло будет заполнять этот цилиндр, а поршеньке сожмет диски, правая муфта останется ^"юченной, так как в ней поддерживается давление, создаваемое гидроаккумулятором4.

Гидроаккумулятор постепенно разряжается за счет вытекания масла через дроссельное отверстие, и давление масла в правой муфте постепенно падает. Когда поршень левой муфты сожмет диски и вращение будет передаваться через шестерни 5 и 10, перебросные клапаны (на схеме не показаны) под воздействием перепада давления переместятся в такое положение, при котором гидроаккумулятор будет поддерживать давление в верхнем канале.

В гидросистеме коробки также установлены масляный радиатор (не показан), всасывающий 17 и нагнетательный 19 фильтры и предохранительный клапан 20, через который при избыточном давлении в магистрали (более 0,9 МП масло стекает в картер коробки передач, что предупреждает возможную поломку. Для контроля за давлением масла в гидросистеме коробки передач установлен манометр 3.


Смотрите также:

Из истории тракторостроения

Из истории тракторостроения


Среди большого числа машин, используемых в народном хозяйстве» тракторы занимают одно из первых мест.Они ...
Механизмы трансмиссии и их назначение

Механизмы трансмиссии и их назначение


Механическая трансмиссия устанавливается на большинстве тракторов , что объясняется ее относительно простым устройст ...
Сцепление

Сцепление


На тракторах устанавливают фрикционные сцепления, использующие для передачи крутящего момента силы трения, возникающ ...





тракторостроение     трактора    ремонт    двигателя    подшипники    обслуживание   





Valid XHTML 1.0 Transitional

Вверх